Blog

Самоучитель DJ от А до Я

Самоучитель DJ от А до Я

Итак, вы, наверное, уже имеете некоторое представление о том, что же делает DJ, но твердо поставили себе цель научиться играть сами. При этом вы не хотите выбрасывать деньги за обучение в DJ-школе у непонятных ди-джеев, которые сами-то нигде не играют, а обучение у мастеров, в диджейских школах более высокого уровня не позволяет кризис, и потому азы мастерства вы решили осваивать сами, лично.

И если вы сейчас читаете эту статью-самоучитель, то вы попали точно по назначению. Цель данного материала - максимально полно, качественно, но и в то же время доступно преподнести вам те знания и навыки, без которых вы вряд ли сможете назвать себя профессиональным клубным DJ. Заложить в основу прочный фундамент, научить не просто банально сводить пластинки, а пониманию правильной подачи музыки, тому, что вы преподносите, как, и для кого.

В первую очередь, задайте сами себе вопрос – для чего вы учитесь играть и как вы хотите это делать. Цели, как и результат, могут быть абсолютно разными, и все зависит исключительно от Вашей фантазии. Кто-то хочет научиться профессионально играть в клубах, и соответственно, всем многочисленным аспектам, связанным с работой в ночных клубах и клубной жизнью в целом; для кого-то роль ди-джея ограничивается, скажем, спокойными кафе и фэшен-показами, а кто-то хочет вообще играть для своих друзей на домашних вечеринках или сводить дома миксы.

От вашей цели во многом будет зависеть и то, как будет проходить ваше обучение и те аспекты, на которые будет сделан больший упор, но скажу одно, - ди-джеинг занятие серьезное и подходить к обучению нужно со всей ответственностью, вне зависимости от цели которую вы преследуете в конечном итоге.

А посему, запасайтесь терпением и набирайтесь целеустремленности, ибо именно эти два фактора на первых стадиях обучения важны как ничто другое.

А что вообще делает ди-джей? - интересный вопрос, не правда ли? В чем же заключается работа ди-джея? Итак, в первую очередь ди-джей преподносит слушателям (танцполу) свое видение музыки, свою подборку музыкального материала и именно эта подборка в первую очередь отличает конкретно взятого ди-джея от всех остальных, отражая его музыкальный вкус.

Второй момент заключается в том, что треки в сете ди-джея плавно перетекают из одного в другой, сохраняя неизменным общий ритм, и образуя тем самым длинный непрерывный микс. И то, насколько красиво и гармонично будет звучать сет, зависит непосредственно от умения ди-джея красиво сводить пластинки - главного технического навыка, столь тщательно оттачиваемого по первому времени любым начинающим ди-джеем.

В свою очередь этот навык зависит также от многих факторов, например от знания того, как музыка вообще построена, и, конечно же, от умения пользоваться аппаратурой. Всему этому в течение некоторого времени можно научиться, чем мы собственно и займемся, начав с самых-самых азов. Итак, приступим!

С самого начала. Немного теории.

Как известно, вне зависимости от того, чем бы мы собирались заниматься, важно иметь прочные кирпичи в фундаменте, а, говоря иными словами, хорошо знать теоретический аспект проблемы. В полной степени это касается и диджейского мастерства, потому как просто невозможно качественно играть музыку, не зная простых правил ее построения. Для тех, кто уже напуган моими словами, не успев еще и приступить к теории, поспешу сказать, что абсолютно ничего страшного здесь нет, потому как 99% современной танцевальной электронной музыки, будь то House, Techno или Breaks, построено по нескольким довольно-таки простым правилам, которые и нужно будет четко знать.

Музыку надо играть так, как она написана, не нарушая основной структуры и заложенной в нее гармонии. С этим, я думаю, согласятся все.

А как она написана? Вот с этим-то мы сейчас и попытаемся разобраться, взяв в качестве примера Electro-House, как наиболее простой и распространенный пример клубной музыки.

Начинается все с бас-бочки, главного ударного инструмента, который, по сути, и является некой основой, скелетом на который нанизывается весь остальной рисунок трека. Пустая бас-бочка может звучать, скажем, так:

//

Она может быть глуше или же наоборот более резкой, но бочку слышно абсолютно отчетливо. Это первый и основной инструмент в фундаменте клубной музыки, на который «нанизывается» и накладывается всё остальное. С этим всё в принципе довольно просто и понятно.

Далее у нас имеется второй ударный инструмент, без которого тоже никогда ничего не обходится. Это тарелочки, иначе называемые Closed Hi-Hats (закрытые хэй-хэты или просто закрытые хэты). Закрытые хэты расположены аккурат посередине между ударами бочки и звучит всё это безобразие примерно следующим образом:

//

Звучание хэтов, так мы в дальнейшем и будем называть этот инструмент, может слегка отличаться, они могут быть тоньше, или же напротив, жирнее в различных треках, но важно запомнить, что они всегда пронизывают трек между ударами бочек и выделить из общей массы звуков их довольно легко.

И, наконец завершающий элемент главной партии ударных - это малый (рабочий) барабан, иначе называемый Snare (снейр – так мы его и будем называть в дальнейшем), собственно, он в основном и подчеркивает общий ритм трека. Снейр – самый различимый элемент партии ударных, его выделить проще всего. Кладется он на каждый второй удар бочки и играет одновременно с ней. Таким образом, у нас уже есть три ударных инструмента. Послушаем, как это звучит:

//

Эти три ударных инструмента - вот она, наша основа трека. Инструментов в ударной партии может быть (и чаще всего бывает) намного больше: здесь могут присутствовать дополнительные хэты, разного рода трещетки, щелчки, пикалки и прочие повторяющиеся инструменты. Их называют перкуссией, они различны в различных треках, и могут звучать например так:

//

Разобравшись с этим относительно простым моментом, переходим к более сложному. вы, наверное, уже давно заметили, что House, как в прочем и вся другая танцевальная электронная музыка, состоит, по сути, из небольших зацикленных кусочков, к которым постепенно добавляются или исчезают элементы, и добавляются/исчезают они не спонтанно. Если взять какой-нибудь определенный трек, то можно заметить, что происходит это через определенные промежутки времени, и эти промежутки всегда одинаковы.

Так вот. Предположим что наша линия бочки это своего рода линеечка, на которой мы будем отмечать деления и по которой будем считать. Минимальный кусочек, который образует какой-то рисунок называют тактом, и он укладывается в 4 удара бочки.

Например, для наглядности рассмотрим кусочек в один такт, в котором присутствуют уже знакомые нам ударнички и добавлен еще бас:

//

Непонятно как-то, да? Ничего страшного, потому как сейчас я постараюсь разжевать и разъяснить этот теоретичечский момент. Взяв этот один такт, его можно, скажем, зациклить, и звучать всё это безобразие будет уже намного более привычным и знакомым для нас образом:

//

Интересно, не правда ли? И вот здесь-то мы и приходим к самому главному. Такт – это у нас минимальная единица построения трека, всё равно, что маленький кусочек шкалы на линеечке. Но есть и главная единица, в которую укладывается уже не маленький кусочек ритма, а вполне законченный кусок. Называется эта единица квадратом и состоит квадрат всегда из 4 тактов, в которые и должен уложиться элемент рисунка. Послушаем:

//

Постепенно картина становится яснее, но чтобы было еще понятнее, послушаем продолжение трека, из которого был взят этот квадрат. Здесь квадрат повторяется дважды, после чего идет переход на другую часть трека, где уже появляется мелодия:

//

Наглядно, не правда ли? Далее могут добавляться или исчезать какие-то элементы трека, могут быть переходы, как после первых двух квадратов, может вступить еще какая-нибудь часть, но самое главное правило, которое нужно запомнить раз и навсегда заключается в том, что все изменения, которые происходят с треком, добавление или исчезновение его элементов или же какое-нибудь там изменение ритма, происходят четко по квадратам, и, научившись отсчитывать их в голове и слышать где один квадрат закончился, а другой начался, мы будем наперед знать, в какой момент что-то в треке поменяется.

Лично я считаю, что квадраты не надо отсчитывать в прямом понимании смысла этого слова, их надо просто научиться чувствовать. Согласитесь, глупо стоять в наушниках за пультом и считать про себя удары бочки, когда в это же самое время можно заняться чем-нибудь более полезным и приятным, например, добавить немного эффектов, или же подумать о выборе следующего трека в сете.

Но важно запомнить раз и навсегда – что бы вы не делали с треком, скажем, добавляли эффекты или начинали накладывать на него следующий трек, это надо делать четко по квадратам или в такт (в случае с некоторыми эффектами). В противном случае просто будет дисгармония.

А чем она чревата? Скажу!

На танцполе танцуют люди, они вошли в ритм и двигаются, следуя этому ритму. Если же ритм собьется, например положим мы какой-нибудь эффект не в попад или начнем сводить следующий трек не в квадрат, люди просто собьются. А когда люди сбиваются, они не знают, как им двигаться и начинают чувствовать себя неловко. Казус, не правда ли? Такого быть не должно.

Соответственно, учимся отбивать ритм в голове и чувствовать квадраты.

В завершение, по собственному многолетнему опыту и опыту многих других ди-джеев дам один небольшой совет. Чтобы лучше чувствовать ритм, а соответственно и саму музыку, вы можете себе помогать, скажем, настукивая пальцем по столу или же потаптывая в ритм ногой (ну или головой можете кивать:)). Ритм, собственно, и создан для того, чтобы восприниматься на уровне тела, поэтому не стесняйтесь помогать себе лучше почувствовать музыку таким образом.

Запомните - музыку нужно не просто слушать, ее нужно чувствовать.

Как выстраиваются треки

Итак, мы уже немного разобрались с теми инструментами, которые неизменно лежат в основе любого трека и с теми простыми правилами ритмики, по которым эти треки построены. В общем виде мы уже имеем некоторое понимание того, как же она строится, эта музыка. Одним словом, картину в целом мы имеем. Но давайте же перейдем от совсем общей картины построения к более глубоким, но отнюдь не менее важным деталям. А именно к структуре построения самих треков.

Сами треки, логически, состоят из нескольких частей, которые включают его начальное развитие, раскрытие основной идеи трека, его главную часть, и, наконец завершающий эпизод. То, как будет построен трек логически, зависит в первую очередь от фантазии его автора, однако существует несколько основных частей, которые есть в 99% встречающихся нам клубных треков. Это:

  • Начальное развитие. Этот этап идет собственно от самого начала трека до того момента как раскроется его основная мелодия или появиться линия баса. В большинстве своем клубные треки начинаются с пустой или почти пустой (может присутствовать, скажем, бас, дополнительные барабаны, или какие-нибудь минимальные звуки) партии ударных, к которой далее будут добавляться остальные элементы.

  • Окно, оно же зависало (иначе на диджейском сленге его также иногда называют «дырка»). Это эпизод трека, в котором исчезают ударные инструменты и остаются, или раскрываются другие его элементы (мелодия, вокал). Именно на окне зачастую раскрывается основная идея трека. Окно длится несколько квадратов, окон в треке может быть несколько, может быть одно. В самом распространенном варианте, окон в треке пара – первое идет после начального развития и предшествует основной части трека, второе – ближе к концу перед его завершающей частью. Однако бывают и другие случаи, например, есть треки, которые начинаются сразу с окна, но встречаются они не часто, и рассматривать их в качестве какого-то типичного примера мы не будем.

  • Основная часть (жара) – как правило, следует сразу же после первого в треке окна. Это наиболее насыщенная, плотная, и ритмически сильная часть трека. Она же наиболее длинная. После основной части как правило следует второе окно, после которого трек постепенно начнет идти на убывание.

  • Завершающая часть (концовка). В этой части трек начинается идти на спад, сбавляет свою силу и близится к завершению. Концовка, как правило – полная противоположность начальному развитию, если там элементы трека постепенно появлялись, то здесь они также постепенно будут исчезать, приводя нас в конечном итоге к той же самой пустой или почти пустой партии ударных.

Хотя, как я уже сказал, построение трека зависит в конечном итоге только от фантазии автора, есть все-таки некая негласно принятая стандартная схема, которой придерживается большинство музыкантов, пишущих клубную музыку. Заключается она в том, что клубные версии треков в большинстве своем имеют достаточно длинное начальное развитие и концовку, предназначенные для гармоничного сведения треков между собой, и сделано это собственно ни для чего иного как для удобства в работе ди-джея. Накладывая начало одного трека на завершающую часть другого, мы и получим плавный красивый переход от одной вещи к другой, а знание того, за какое время один трек разовьется, а другой полностью уйдет на спад поможет нам понять, как, и в какой момент, треки лучше переводить.

Упражнения для самоконтроля

Упражнения пока что довольно простые, но я прошу отнестись к ним со всей серьезностью, ибо от Вашей внимательности на данном этапе будет зависеть все дальнейшее понимание процесса, а впоследствии и Ваша диджейская карьера. Итак:

  • Слушайте музыку, слушайте ее внимательно. Научитесь четко делить ее в голове на квадраты, это должно происходить само собой, на уровне некого автоматизма. Научившись слушать и чувствовать музыку, мысленно разделяя ее по квадратам, вы уже наперед будете знать, в какой момент в треке произойдет какое-нибудь изменение.
  • Слушайте полные клубные версии треков, послушайте, как в них происходит развитие. Как в начале элементы добавляются, как трек раскрывается, развивается, и как после идет к концу. Почаще слушайте те треки, которые вы собираетесь в дальнейшем играть, потому как чем лучше вы будете знать содержание вашего собственного музыкального материала, тем проще вам будет его играть.

Что надо знать как свои пять пальцев

  1. Как строится партия ударных в House музыке? Каковы ее основные инструменты?
  2. По какой структуре построена House-музыка? Что такое такт, что такое квадрат? Сколько ударов бочки в такте и сколько тактов в квадрате?
  3. Каковы основные логические части типичного трека?
  4. Каким образом происходит развитие трека, что идет сначала, что в середине, и что замыкает трек?
  5. Какова роль начального развития и завершающей части треков для ди-джея?

Ди-джей, как правильно сводить пластинки?

Общие понятия

Итак, как же правильно сводить пластинки? «Сначала по одной, потом по половинке!» - советует нам Чугунный Скороход. Но мы от подобных методик, конечно, воздержимся и попытаемся лучше понять, как же действительно красиво сводить пластинки (CD, треки)?

Со структурой треков мы разобрались. Все они построены по квадратам и элементы в них добавляются/исчезают именно с учетом этого правила. Как треки развиваются, раскрываются, и, наконец, заканчиваются, мы тоже разобрали. Однако позвольте раскрыть один момент вы наверняка уже переслушали массу треков, и некоторые из вас, возможно, заметили пикантный нюанс. Пусть разные треки и имеют одинаковое построение, но скорость (темп) у них разная. В одном треке ударные стучат чуть быстрее, в другом – чуть медленнее. Не слишком конечно сильно, но разница есть.

Итак, скорость, с которой играет трек. Измеряется она в ударах в минуту – BPM (би-пи-эм, от англ. Beat per minute). Ударом в данном случае считается ничто иное как, собственно, удар бочки.

Например, в одном треке бочка может бить со скоростью 126 ударов в минуту, а в другом, скажем 130. Для Хаус-музыки скорость обычно варьируется в районе 125-132 удара в минуту, однако, забегая чуть-чуть вперед, могу сказать что в клубах в музыку играют в среднем на скорости от 129 до 132 BPM, хотя никаких четких рамок конечно нет.

Что мы сейчас знаем и должны четко для себя уяснить? Вся house-музыка (как впрочем, и вся остальная клубная электронная музыка) имеет одинаковую структуру, но может быть записана с разной скоростью. Скорость мы можем менять, заставляя играть трек быстрее или же медленнее относительно того, как он был записан. Структура всегда остается неизменной.

Итак, задача ди-джея – подогнать треки друг под друга по темпу, после чего найти нужный момент в первом треке, с котрого мы начнем накладывать второй трек, и далее уже выводить второй трек и убирать первый.

Подкрепим рассказанное небольшой порцией практики, тем более, вы наверняка уже давно ждали того момента, когда же мы, наконец, подойдем к вертушкам . Подойдем. Мы разберем сведение на виниле и CD.

Как подключается аппаратура

В первую очередь необходимо знать коммутацию, как что, куда и к чему подключается. Итак, классических вариантов как правило два: две виниловые вертушки и микшерный пульт, либо два CD-проигрывателя и пульт.

Вертушки, либо «сидюки» являются источниками звука, пульт является основным коммутирующим звеном, куда мы все это подключаем. И те и другие подключаются к каналам пульта. Но какая собственно разница между подключением вертушек и CD-проигрывателей? – спросите Вы.

Отвечу. Сигнал с вертушек имеет достаточно низкий уровень сигнала (Phono) и требует предварительного усиления перед попаданием на канал, в то время как CD-проигрыватели выдают сигнал более высокого уровня (Line), не требующий предусиления. И те и другие имеют выход в виде провода с двумя разъемами типа «тюльпан». Такая пара называется стереопарой.

Если вы посмотрите на заднюю панель пульта, куда все это и подключается, вы можете увидеть, что на каждом канале имеются две стереопары – подписанные Phono и Line соотвественно, а на лицевой панели пульта на соответствующих каналах имеются переключатели Phono/Line:

Соответственно, если у Вас вертушки – их надо подключать к Phono-входам каналов пульта и на лицевой панели поставить переключатели в положение Phono, а если CD-проигрыватели – Line соответственно.

Элементы управления вертушек и CD-проигрывателей

Ниже разобраны основные элементы управления CD-проигрывателем на примере Pionner CDJ-1000mk3:


[нажмите на изображения для увеличения]

Элементы управления виниловым проигрывателем на примере Technics SL-1210mk2:


[нажмите на изображения для увеличения]

 

Элементы управления микшером

Ниже разобраны основные элементы управления микшерным пультом на примере Pionner DJM-600:


[нажмите на изображения для увеличения]

Как правильно организовать прослушивание в наушниках

Итак, мы подключили наушники в соответствующее гнездо пульта. С прослушиванием в наушниках все, казалось бы, очень просто, но есть несколько моментов, которые необходимо хорошо знать. Я буду рассматривать прослушивание в наушниках на примере пультов компании Pioneer серий DJM-300/400 и DJM-500/600/800 и выше.

Во всех пультах Pioneer на каждом канале есть кнопочка Cue и соответствующая лампочка-индикатор. Нажатие этой кнопки включает выбранный канал в прослушивание в наушниках.

Однако в режиме прослушивания двухканальных пультов, каковыми являются пульты DJM-300/400 и четырехканальными – DJM-500/600/800 и.т.д. имеется большая разница.

Пульты серии DJM-300/400 нам два варианта прослушивания: либо два канала одновременно (для этого должны быть нажаты кнопки Cue и гореть соответствующие лампочки индикаторов), либо в одном ухе выбранный канал, а в другом – мастер, то есть конечный микс, выходящий в зал.

На первых порах предпочтительнее и проще первый вариант – включаете прослушивание на двух каналах одновременно и сводите.

На четырехканальных пультах Pioneer, таких как DJM-600, прослушивание мастер/канал устроено намного более удобно, здесь имеется ручка регулировки баланса между мастером и выбранным каналом, и вы можете легко отрегулировать, чего в наушниках будет слышно больше – звука с прослушиваемого канала или же звука с мастера.

Как правильно запускать пластинку (винил)

Если вы собрались играть на виниле и уже имеете в своем распоряжении пару вертушек, микшер, и несколько пластинок, то самое первое, что вам надо научиться делать – так это правильно стартовать пластинки.

Итак, виниловые пластинки считываются при помощи специальной иглы, которая проходит по дорожкам вращающейся пластинки. Это, я думаю, все и так знают.

Пластинки играют (вращаются) с определенной скоростью, которая составляет либо 33, либо 44 оборота в минуту, ну и плюс/минус 10% при подгонке пластинки по скорости. И Ваша первая задача – научиться запускать пластинку так, чтобы она сразу же набрала необходимую скорость, не быстрее и не медленнее.

Поставим пластинку на вертушку. Поставим иголку на самое начало, дождемся появления первого удара бочки. Остановим рукой пластинку, отмотаем ее чуть назад до того самого первого удара бочки, как бы поймаем его. Отмотаем ее еще чуть раньше, на четверть секунду и будем учиться отпускать ее на счет четыре таким образом, чтобы пластинка сразу набрала свою исходную скорость, не подтормаживала и не играла быстрее на первых битах, чем дальше. Одним словом, ее надо немного подтолкнуть при запуске и подтолкнуть с четко рассчитанным усилием.

Ловкость рук заключается в том, что вам нужно не просто отпустить пластинку, а слегка подтолкнуть ее, так, чтобы она сразу же набрала ту скорость, с которой будет вращаться. Если вы недостаточно подталкиваете пластинку на старте, то вам придется подогнать ее вперед после старта, если толкнули слишком сильно, придется чуть-чуть притормозить. В идеале ваша рука должна как бы сливаться с пластинкой, которую вы отпускаете, чувствовать скорость, с которой вращается пластинка. Помните, пластинка – вещь довольно нежная и довольно чувствительно реагирует даже на малейшее изменение скорости, поэтому от вас потребуется четкость и аккуратность в движениях.

Чтобы было немного понятнее, о чем я говорю, прослушайте эти три примера.

Заторможенно запущенная пластинка:

//

Ускоренно отпущенная пластинка:

//

Пластинка, запущенная ровно:

//

А это графическая иллюстрация, где показаны эти же три варианта:

Этот процесс является ни чем иным, как нахождением стартовой точки, с которой мы будем запускать сводимую пластинку и непосредственно ровным ее запуском.

Это первый, но совершенно необходимый навык игры на виниле.

Как правильно поставить точку (CD)

Все нижесказанное применимо по отношению ко всем CD-проигрывателям компании Pioneer. Все дальнейшее изложение игры на CD будет вестись именно на них, потому как Pioneer – пожалуй, самые распространенные CD-вертушки, уже давно ставшие классикой жанра и стандартом де-факто для клубного оборудования.

Итак, первое, что мы должны четко уметь делать – это ставить точку (Cue) – стартовый момент, с которого мы и будем запускать треки при сведении.

Вставим диск, выберем нужный трек, нажмем на Play. Дождемся момента, когда мы услышим первый удар бочки, нажмем еще раз на Play. Воспроизведение остановится, и мы будем слышать нечто вроде «тык-тык-тык-тык». Не пугайтесь, аккуратно прокрутите джог до того момента, пока вы не услышите тишину, ну или то, что предшествовало нашей первой бочки, с которой мы и будем запускать трек. После, аккуратно прокрутите джог вперед до того момента, где тишина заканчивается и начинается первый «тык» (это начало удара бочки). Точка начала удара бочки найдена, теперь закрепим ее. Для этого нажмите кнопку Cue.

Теперь при нажатии кнопки Play, воспроизведение будет начинаться ровно с установленной нами точки. Для того чтобы остановить воспроизведение и вернуться к точке нажмите кнопку Cue. Если вдруг вы случайно нажали Play/Pause, ни в коем случае не нажимайте после этого Cue, так как точка установится в этом месте. Просто нажмите Play/Pause еще раз, воспроизведение продолжится, а точка останется там, где вы ее ставили первоначально. Для лучшего понимания я записал небольшой видеоролик:

Еще один момент: на самом деле, на всех проигрывателях компании Pioneer есть функция Auto Cue, включаемая одноименной кнопкой. Ее цель, как не сложно догадаться из названия, заключается в автоматической установке точки, и в большинстве случаев она работает очень даже хорошо. Но в большинстве случаев – не означает всегда, поэтому уметь ставить точку надо уметь, и знать это как свои пять пальцев.

Как треки выравниваются по скорости (CD и винил)

Взяли первую пластинку (или CD, в дальнейшем буду называть пластинкой или просто треком), поставили, слушаем. Можем подсчитать удары, посчитали, насчитали, скажем, 127 ударов в минуту. Взяли вторую пластинку, поставили ее на другую вертушку, послушали, тоже посчитали, играет быстрее, скажем, 130 в минуту. Чтобы грамотно свести их, нам надо для начала подогнать скорость одной пластинки к другой, чтобы они играли ровненько бочка в бочку, то есть синхронизовать их, или, выражаясь более общепринятым в диджейской среде лексиконом, подогнать.

Тут-то мы и приходим к одному из самых важных практических моментов, кирпичу, без которого мы ничего не построим.

Итак, для того чтобы выровнять пластинки, на любой вертушке или диджейском CD-проигрывателе есть два основных инструмента – подгонка и питч.

Питч – это вертикальный ползунок расположенный справа от диска подгонки или пластинки – позволяет нам менять постоянную скорость, с которой и играет трек или вращается пластинка (что в принципе – одно и то же).

Опустив его ниже, мы заставляем пластинку вращаться быстрее, подняв же выше – медленнее. Питч измеряется в процентах от той скорости, на которой был записан трек. Соответственно опустив его на деление 2% вниз, мы заставим пластинку играть быстрее на 2% от ее оригинальной скорости, на то же деление вверх – медленнее.

Но если питч меняет скорость трека в целом, то подгонка – это перманентное изменение скорости, то есть, говоря простыми словами, мы можем подтолкнуть пластинку вперед, делая ее на миг чуть быстрее, или же притормозить, заставляя ее играть на тот же миг медленнее.

Теперь наша задача становится несколько яснее.

Мы слушаем пластинку номер 1. потом в наушниках слушаем пластинку номер 2. На слух пытаемся понять, играет ли пластинка номер 2 быстрее или же медленнее чем первая. По началу, это может быть несколько тяжело, однако поверьте мне, в дальнейшем, натренировавшись, вы сможете за несколько секунд на слух определять, какая пластинка играет быстрее, а какая медленнее.

Ну, предположим, поняли мы, что пластинка номер два играет быстрее, чем первая. Теперь нам надо подогнать ее к первой по скорости. Что мы должны для этого сделать? Для начала найти первый удар бочки (поставить точку в случае CD), потому как запускать пластинку мы должны именно с него. Нашли, держим. Теперь нам надо отпустить нашу вторую пластинку (ну или же нажать Play на CD) аккуратно в следующий начинающийся квадрат на первом треке (как правильно запускать пластинку я описывал чуть выше). Почему надо отпускать в квадрат, я думаю, объяснять не надо?

Отпустили, слушаем. Даже если мы отпустили пластинку абсолютно точно, они у нас поиграют вместе практически ровно какое-то короткое время и дальше начнут расползаться, потому как скорость-то у них разная. Надо что-то делать.

А именно подогнать нашу вторую пластинку. Мы уже определили, что играет она быстрее, чем первая, значит, нам надо слегка ее притормозить. Логично?

Как правильно ускорять и тормозить пластинку (винил)

  • Для того чтобы перманентно ускорить пластинку, аккуратно поставьте палец на яблоко пластинки (см. иллюстрацию) и подтолкните ее вперед. ваш палец должен следовать движению пластинки и немного ускорять ее до достижения нужного эффекта.
  • Для того чтобы перманентно притормозить пластинку легонько прикоснитесь к ободку вращающегося диска (см. иллюстрацию) до достижения нужного эффекта.

Как правильно ускорить или притормозить трек (CD)

Вращайте джог вперед для ускорения или назад для торможения до достижения нужного эффекта.

Притормозим. Звучит уже лучше, бочки попадают друг в друга, но все равно вскоре начинают расходиться. Вот здесь вот нам и понадобится питч.

Скажу сразу, что питч – инструмент довольно чувствительный, и скорость пластинки меняется даже от малейшего изменения питча, которое мы даже и на слух то определить и не сможем. Поэтому питч надо менять потихоньку и очень аккуратно.

Подогнали мы пластинку, теперь чуть-чуть поднимем ползунок питча вверх, делая ее чуть медленнее. Подогнали еще разок, чтобы они играли одна в другую. Слушаем. Вроде играют ровно, но через некоторое время опять начинают раходиться, Еще разок притормозим нашу злосчастную пластинку и еще чуть-чуть поднимем ползунок питча, совсем чуть-чуть. Лучше? Да, эффект безусловно есть. И таким вот образом нам надо подгонять пластинку и менять ее скорость до тех пор, пока они не будут играть точно одна в другую, и не перестанут расходиться с течением времени.

Распространенные ошибки и их решения

Вроде бы всё довольно просто. Однако существует масса довольно распространенных ошибок, которые весьма неплохо портят начинающему ди-джею жизнь. Не хотите биться головой об вертушку в попытках уже 55-й раз подогнать пластинку? Тогда давайте учиться на чужих ошибках, дабы самим их не повторять.

Первая ошибка - «Как подгонять скорость быстрее и проще»?

Вы не можете понять, играет вторая пластинка медленнее или быстрее первой. Такое бывает довольно часто, когда пластинки записаны примерно в одной скорости и разница составляет не больше 2%. В таком случае намного проще не напрягать себя, тщательно вслушиваясь в пластинку, а воспользоваться одним довольно простым приемом, которому когда-то давным-давно научили меня.

Выставьте питч второй пластинки таким образом, чтобы трек на ней был заведомо быстрее первой, и далее подгоняйте в сторону торможения. Таким образом, вы не будете тыркаться туда-сюда в поисках понимания, в какую же сторону подгонять.

Но почему лучше подгонять пластинки, тормозя их, а не наоборот, спросите вы? Дело в том, что с изменением скорости пластинки меняется и тональность трека, и если резко прибавить ей скорости будет слышан характерный не очень приятный звук (типа уууу-ть) а когда мы тормозим пластинку, такого явного звука нет. Почему это так важно вы поймете чуть позже, когда мы дойдем до более тонких моментов игры, а сейчас же вместо того чтобы забивать себе этим голову вам будет намного лучше принять это как явность и просто придерживаться этого простого правила.

Вторая ошибка – работайте с питчем аккуратнее

Вы подгоняете пластинку, ведете питч, ведете. В определенный момент мы можете просто чуть-чуть перебрать, и если пластинка, которую вы подгоняете, была, скажем, медленнее, может легко случиться, то, что вы переберете питч в моменте, когда пластинки играют практически ровно, и вторая пластинка будет играть уже быстрее первой. Однако вы этого не заметите и в очередной раз попытаетесь притормозить пластинку, от чего они разойдутся в разные стороны, чем вы и будете жестко шокированы, услышав сильное непопадание (косяк). Именно поэтому питч надо подводить очень аккуратно и всегда слушать полученный результат.

Как и в любом другом деле, в диджеинге важно набить руку, и подгонка пластинок по скорости, является, по сути, основным рутинным действием, которое вам придется совершать постоянно. То, сколько времени у вас будет занимать подгонка пластинки, напрямую зависит от вашей натренированности, от того насколько быстро вы улавливаете изменение скорости и насколько быстро подстраиваете скорость.

Здесь нужна практика. Никто еще не учился подгонять пластинки за пару часов, поэтому не переживайте, если у вас не получается быстро уловить скорость и подогнать ее, больше тренируйтесь, и я уверяю, всё получится.

Упражнения

Во-первых, выберите несколько хорошо знакомых вам пластинок с максимально четким ритмом и хорошо различимыми ударными. Также, желательно чтобы в треках, которые вы выберете, было поменьше расплывчатых звуков, забивающих ударные и главный ритм. Чем четче и различимее ударные и чем меньше в треках разных расплывчатых звуков, которые могут создать во время сведения «кашу» – тем проще и понятнее будет Вам. Так же я посоветовал бы вам выбрать треки с длинным начальным развитием, трек должен развиваться хотя бы с минуту – так на первых порах будет проще набивать руку.

  1. Упражнение для винила и CD. Ловкость рук и никакого мошенничества. Научитесь отпускать вторую пластинку четко в квадрат и в такт, так чтобы ее первый удар бочки точно попадал в первый удар бочки начавшегося квадрата на первой пластинке (о том, как это правильно сделать было много написано выше). Если вы будете четко и ровно отпускать пластинку – вам не придется совершать лишнее движение в виде дополнительной подгонки пластинки после старта, которую необходимо выполнять, если вы отпустили пластинку чуть-чуть неровно и удары бочек не состыковались с самого начала

  1. Упражнение для винила. Тоже ловкость рук и никакого мошенничества. Выберите две пластинки. Поставьте их на вертушки, подгоните друг к другу, а потом выставите скорость так, чтобы одна от другой отличалась максимум на пару процентов. Один словом, чтобы они не разбегались моментально, а играли вместе ровно хотя бы секунд 10. Когда пластинки начинают разбегаться, подгоняйте их, но не трогайте питч. Работайте только с подгонкой, и держите пластинки вместе до конца, только подгоняя их. Сначала ставьте вторую пластинку немного быстрее первой и подгоняйте ее к первой путем торможения. Поупражняйтесь. После выставьте питч на второй пластинке так, чтобы она наоборот, играла медленнее первой, и упражняйтесь подгонять пластинку вперед. Чередуйте эти упражнения, они помогут вам побыстрее приобрести тот необходимый навык, без которого вы просто не сможете научиться хорошо сводить. Эти упражнения помогут набить вам руку и научиться быстро и точно подгонять пластинки.
  1. Опять-таки, внимательно отслуживайте свою музыку. Постарайтесь отметить для себя и запомнить какой трек более быстрый, а какой, напротив, более медленный. Знание своего материала – немаловажный залог хорошей игры.

Что надо знать как свои пять пальцев

  1. Что называют скоростью трека? В чем она измеряется?
  2. Что такое питч и что называют подгонкой?
  3. В какой момент на первой пластинке нужно отпускать вторую?
  4. Как правильно стартовать пластинку?
  5. Как правильно подгонять одну пластинку к другой по скорости.

Начинаем миксовать

Итак, мы пополнили свои теоретические знания о клубной музыке уже вполне практическими навыками. Теперь, когда вы не только четко знаете, как построена клубная музыка, но и умеете подгонять пластинки по скорости, мы можем перейти непосредственно к главному – сведению пластинок в микс (сет).

Что называется диджейским сетом? Сет – это последовательность пластинок, сведенных между собой в единое целое таким образом, чтобы треки плавно и незаметно для окружающих перетекали из одного в другой, сохраняя неизменным скорость и не нарушая ритма. Что же нужно для того, чтобы сыграть красивый и гармоничный сет?

В первую очередь, мы должны подобрать подходящие друг к другу пластинки. Например, чтобы сводимые между собой пластинки были в одной тональности, дабы переход из одной в другую был максимально мягким, гармоничным, и более того, незаметным.

Далее мы должны начать сет. Ставим первую пластинку вы можете сразу же поднять или опустить на ней питч, дабы задать начальную скорость, в которой будет играться сет.

Подбираем следующую, выравниваем ее по скорости под первую вам необходимо успеть четко подогнать вторую пластинку до того, как до конца первой остается хотя бы пара минут. Если учитывать, что в среднем один клубный трек длится от 5 до 7 минут, на подгонку пластинки у вас имеется не так уж и много времени – в среднем 3-4 минуты. Это уже требует от вас определенного навыка, который вы и нарабатывали во время предшествующих тренировок.

Также не будем забывать и другой важный момент. Помимо того, что разные треки записаны с разной скоростью, порой (редко, но бывает), они записаны с разным уровнем громкости. Его нам также надо будет уровнять, в противном случае в ваш сет вкрадется совершенно явная дисгармония – сет должен быть ровным не только по скорости, но и по уровню громкости. Смотреть уровень громкости надо на основной части трека, когда в нем уже раскрылись и играют все присутствующие звуки, в первую очередь бас. Уровень громкости регулируется при помощи ручки Gain на соответствующем канале пульта.

На большинстве микшерных пультов предусмотрены индикаторы уровня громкости, например все пульты Pioneer (стандарт де-факто для большинства клубов в мире) имеют индикаторы уровня на каждый канал. Однако если вам попадется какой-нибудь «левый» микшер, не паникуйте – просто послушайте в наушниках сначала первую пластинку, потом вторую, и выставьте уровень громкости, доверяясь исключительно своему слуху – уж он-то Вас не подведет!

После того как проделаны все подготовительные операции, а именно подгонка следующей пластинки по скорости и уровню громкости, нам нужно дождаться подходящего момента, чтобы начать сводить, или, говоря иными словами, постепенно переводить первую пластинку во вторую. Этот самый подходящий момент есть не что иное, как завершающая часть первой, играющей в зале пластинки, а точнее тот ее момент, где основной мотив трека закончился, и осталось уже минимум инструментов (обычно примерно минута – 1:20 до конца трека).

На старт, внимание, в такт! Отпустили! Чуть подогнали, в наушниках играют обе пластинки, ровно одна в другую. Что дальше? Дальше надо в первую очередь знать свой материал, о чем я говорил уже не один раз. Собственно, расскажу зачем.

Самый жирный и мясистый инструмент трека, не считая бочки, - это бас - инструмент, который и образует вместе с ударными общий ритм, ритм-секцию. Когда мы сводим пластинки, одновременно должен быть открыт бас только с одной из них, в противном случае нам грозит полная каша, так как басовые линии разных треков всегда отличаются. Чем чревата подобная каша, говорить, думаю не надо? Люди просто не смогут танцевать.

Поэтому слегка подрезаем ручку низких частот (Low) на том треке, который мы готовимся выводить, и начинаем потихоньку поднимать фейдер. Когда фейдер полностью поднят, а поднять его вы должны успеть максимум за один квадрат, следующим этапом нужно, опять-таки, дождаться подходящего момента и открыть бас на сводимой пластинке, одновременно подрезав его на заканчивающейся первой пластинке. А чтобы правильно подловить этот самый очередной подходящий момент нам и нужно хорошо знать свой материал.

Обычно в начале трека басовая линия появляется не сразу, а через несколько квадратов (обычно 2 или 4) после начала первого квадрата. Именно в этот момент и нужно переводить бас, чтобы получить красивое и гармоничное сведение.

После того как мы перевели бас и вторая пластинка уже набрала свою основную силу, остается только постепенно убрать первый трек. Сделать это можно в самом простом случае плавно, по тактам, опуская фейдер.

Другие способы сведения

В предыдущей части самоучителя был описан один из самых простых и наиболее распространенных способов сведения. Однако, мастерству и фантазии, как известно, нет границ, и способов существует великая масса. Расскажу о некоторых способах, используемых мною:

  • Вырез баса на такт. Суть сведения точно такая же, как и в описанном выше основном варианте «бас к басу», с той лишь разницей, что перед вступлением басовой линии второго трека, на обоих треках полностью вырезается бас. Такой вариант сведения очень хорош, если в сводимых треках имеется существенная разница в звучании ударных, которую вы хотите замаскировать для слушателя.
  • Сведение до зависалова. Актуально в том случае, когда второй (сводимый трек) имеет в начальном развитии ударную партию (обычно 4 или 8 квадратов), после которой следует зависалово. В этом случае нужно просто отпустить сводимый трек за те самые 4 или 8 квадратов (это примерно 30 секунд и минута соответственно) до конца первого трека, при этом на втором треке бас лучше вырезать. Первый трек спокойно доиграет и вступит зависалово второго трека. Такой вид сведения – самый элементарный и не требует вообще никаких усилий кроме подгона по скорости и вывода фейдера.
  • Резкий переброс. Данный вид сведения вызывает довольно сильный эффект, в случае, если сводимые треки имеют похожие басовые линии в совместимой тональности, и примерно одинаковой силы ударные. Суть такого вида заключается в резком перебросе с одного трека на другой в конце квадрата первого трека на начало квадрата второго. Этим видом сведения надо пользоваться очень аккуратно и быть точно уверенным в совместимости треков и своих силах. Иначе может получиться косяк.
  • Сведение с реверсом. Данный вид сведения подходит исключительно для игры на CD- проигрывателях Pioneer CDJ 800/1000. Суть сведения заключается в обычном выводе второго трека, где на последний такт первого трека включается реверс (т.е. трек играет в обратную сторону). Далее на начало квадрата второго трека первый трек резко уводится.
  • Сведение с закручиванием. Подходит как для винила, так и для CD с функцией имитации винила или скретча. Все то же самое, как и в предыдущем случае с той лишь разницей, что вместо реверса первая вертушка выкручивается резко назад скретчем после чего резко уводится фейдером.
  • Сведение с эффектом. Суть заключается в том, что перед окончательным выходом второго трека, конечные такты первого трека или же весь мастер обрабатываются каким-нибудь эффектом типа фильтра или эхо пультов Pioneer.

Вместо заключения

В этом самоучителе я постарался раскрыть все основные моменты, которые позволили бы вам самостоятельно начать играть и избежать многих распространенных ошибок.

Конечно, всем многочисленным аспектам мастерства научить в рамках одного курса невозможно, и самые лучшие трюки и умения – те, которые вы освоили сами.

А пока, я прощаюсь с Вами, и приглашаю к прочтению следующей статьи, которая будет представлена на следующей неделе – «Секреты диджеинга: то, о чем вы всегда хотели знать, но боялись спросить».

Желаю красивых миксов и ровных ритмов!

Спасибо компании EVM-RENT за предоставленное для подготовки материла оборудование

13 ▲
30 January 2010 21:25

Comments

Статью сам напечатал?
За такое и поблагодарить мало!
Все ништяк. Спасибо большое... Только вот помоему перманентно - это постоянно...
это моя настольная страничка )))
Please, sign up (it's quick!) or sign in, to post comments and do more fun stuff.